Надежда Федоровна Артемьева
В 2019 году Капеллу возглавила выпускница Магнитогорской консерватории, лауреат Всероссийского конкурса хоровых дирижеров им. С.Эйдинова Надежда Артемьева.
Опыт работы в Камерном хоре Магнитки и престижные премии на международных хоровых конкурсах позволили молодому, но уже опытному дирижёру стать Художественным руководителем легендарного коллектива.
Возродить Хоровую эпоху Магнитки – города Металла и Музыки! – стратегия и тактика Надежды Артемьевой сегодня. Профессионализм, характер и вера в созидающую силу «школы хорового искусства» Семёна Эйдинова позволили новому Художественному руководителю за годы службы в Капелле продемонстрировать в звучании хора выверенный строй, разнообразие тембровых красок, точность интонирования, красоту и выразительность хоровой фактуры.
Надежда Артемьева расширяет просветительскую деятельность Капеллы, возрождая формы, когда-то созданные Семеном Эйдиновым и, так необходимые сегодня для воспитания почитателей хорового искусства: литературно-музыкальные композиции, хоровые спектакли, семейные концерты.
Вместе с Надеждой Артемьевой капелла становится организатором крупных музыкальных фестивалей и хоровых праздников в Магнитогорске.
Надежда Павловна Иванова
В 1996 году коллектив возглавила жена Юрия Иванова – Надежда Иванова, заслуженный деятель искусств РФ. В 1990-2000-е годы изменилась география выступлений капеллы – коллектив впервые выехал за границу. Сольные выступления капеллы состоялись в лучших концертных залах Германии, Италии, Испании и Голландии. И в этот же период коллектив успешно выступает на международных конкурсах и фестивалях в Европе (Рим, Италия; Мюнхен, Германия) и в России (Тюмень, Самара, Москва).
Под руководством Н. Ивановой Магнитогорская хоровая капелла участвовала в российской премьере симфонии для солистов, хора, оркестра и органа «The Rite
of Winter 1949» («Зима священная 1949 года») Леонида Десятникова (Москва, Большой зал Московской консерватории, 2001 г.), и в уральской премьере концерта для альта, хора и оркестра «Styx» Гии Канчели (Екатеринбург, Свердловская филармония, 2001 г.)
Юрий Михайлович Иванов
В 1986 году к руководству капеллой приступил ученик С. Г. Эйдинова – Юрий Иванов, вскоре удостоенный звания заслуженного деятеля искусств РФ. За десятилетний период руководства Ю. Иванова капелла значительно расширила свой репертуар. В него, например, вошли духовные сочинения русских композиторов XVIII-XX веков. В своей работе Ю. Иванов уделял огромное внимание вокальной подготовке артистов хора и развитию мастерства солистов. Результатом этой деятельности стали концертные постановки опер (Дж. Верди, П. Чайковского, С. Рахманинова), а также исполнение крупных вокально-симфонических произведений («Stabat mater» Дж. Россини, «Торжественная месса» Ф. Листа, «Реквием» Дж. Верди). В 1995 году капелле было присвоено звание «академической».
Сергей Иванович Смирнов
C 1983 по 1986 год капеллой руководил заслуженный работник культуры РФ, тогда – еще только выпускник нижегородской консерватории, Сергей Смирнов. За краткий период своего руководства С. Смирнов смог не только укрепить престиж коллектива в стране, но и сумел продолжить работу в том направлении развития, которое определил для капеллы С. Г. Эйдинов в последние годы. Так, репертуар капеллы обогатился хоровыми произведениями зарубежных композиторов XX века, в то время
редко исполняемыми в СССР: П. Хиндемита, А. Онеггера, М. Равеля, К. Дебюсси и другими.
1944 год
В разгар войны маэстро создал свое главное детище – Магнитогорскую капеллу. Из тысяч прослушанных им претендентов в артисты отобрал 39 человек. Сегодня нам трудно понять, как молодому интеллигенту, не признававшему окрика, тирании, удалось взять в руки большой коллектив, стать для людей непререкаемым авторитетом, любимым наставником.
СЕМЕН ГРИГОРЬЕВИЧ ЭЙДИНОВ
Человек уникальной, почти детективной судьбы. В 11 лет он, сын провинциального аптекаря сыграл на филармонической сцене Первый концерт для ф-но с оркестром Бетховена и был признан главным вундеркиндом города. В годы юности он начал собирать детекторные приемники и поступил учиться в радиотехникум. Затем стал профессионально заниматься спортом, и уже в звании рекордсмена по прыжкам в высоту сдал экзамены в Институт физкультуры, а оттуда пошел… в Московскую консерваторию. Самые именитые музыканты страны готовили из него пианиста, хормейстера, дирижера.
Его ждали в Большом театре. Но… Вот этим “но” в жизни Эйдинова оказалась экстремальная энтузиастка из Магнитогорска Лия Абрамовна Авербух. Она уговорила талантливого консерваторского выпускника поехать на полгода (всего на полгода!) в Магнитку и наладить там работу оперного театра, симфонического оркестра, хора, музыкального училища. На полпути она честно созналась, что ни одного из этих “очагов культуры” в городе металлургов нет. -Пока нет! А создавать все означенное придется ему, Семену Эйдинову. И после пережитого шока он засучил рукава. В конце 30-х годов в городе металлургов талантом, руками Эйдинова стали один за другим создаваться музыкальные коллективы. Маэстро своим романтическим посылом так вдохновлял артистов, что онив кратчайшие сроки из любителей переправлялись в профессионалов.
17 марта 1945
Прошел первый концерт. Этот день теперь отмечают как День рождения Магнитогорской Государственной капеллы.
Сколько концертов было потом! Семен Григорьевич ежегодно считал, он, как истинный сын аптекаря, любил точность. И получались огромные цифры, за которыми были выступления в Москве и Ленинграде, столицах всех советских республик, городах и поселках Урала и, конечно, в родной Магнитке. Были премьеры, овации, восторженные рецензии критиков и искренняя благодарность именитых дирижеров и солистов, встречавшихся на сцене с магнитогорцами. Были конкурсные медали хору и орден Ленина на грудь Семена Эйдинова. Он дослужился до звания Народного артиста России и за годы своей мощной просветительской деятельности стал действительно народным – Все-народным учителем, мастером, человеком государственного мышления, руководителем Всесоюзного масштаба. А его капелла -главным творческим брендом легендарной Магнитки. С его легкой руки Магнитогорск стали называть “городом металла и музыки”. Сегодня имя Семена Григорьевича Эйдинова носит Магнитогорская капелла, а еще – Всероссийский конкурс хоровых дирижеров. Одним из его лауреатов является нынешний руководитель капеллы Надежда Артемьева.
Почти 40 лет Семен Эйдинов стоял во главе коллектива и почти 40 лет его уже нетс нами. Он скончался в 1983 году на гастролях, покинув сцену под аплодисменты публики. Но эра Эйдинова продолжается: живут в репертуаре капеллы его любимые произведения, его хоровые обработки, развиваются его исполнительские традиции. И над всем этим царит высочайший дух профессионализма, страсть к совершенству, к тому рекордному прыжку вверх, который еще смолоду блестяще умел выполнять Семен Эйдинов.