Рождение Магнитогорской капеллы было больше похоже на эпизод из волшебной сказки, чем на реальную историю. 1944 год. Вовсю идет война, а в Магнитогорске, в царстве тяжелой брони для танков и “катюш” создают … хор. Молодой, талантливый амбициозный дирижер Семен Эйдинов хочет, чтобы его коллектив нес людям энергию, помогал творить чудеса на трудовом фронте. И чтобы он в кратчайшие сроки встал вровень с лучшими столичными хорами.
Фантастика? – Посмотрим! Для Эйдинова нет непреодолимых вершин. Пройдут годы упорного труда, и магнитогорцы смогут соперничать с лучшими коллективами страны. Сам Семен Эйдинов уверенно войдет в круг крупнейших хоровых дирижеров России, получит звание Народного артиста РСФСР, станет членом президиума Всероссийского хорового общества, будет награждён орденом Ленина.
А пока кропотливая работа: маэстро создаёт у капеллы свой собственный стиль, основанный, прежде всего, на просветительстве. Первый профессиональный хоровой коллектив рабочего города призван был привести своих земляков к мировой классике, познакомить с творчеством Баха, Моцарта, Бетховена, Рахманинова, других великих композиторов, с произведениями современников и сделать это с высочайшим вкусом и мастерством. Пришлось осваивать разные направления музыки, готовить премьеры и постоянно искать что-то такое, что могло бы заинтересовать публику. А она год от года становилась все более и более искушенной.
- Капелла и по сей день успешно расширяет свою аудиторию, работает с детьми, с молодежью, выезжает с концертами в близлежащие города и поселки, где ее встречают неизменными овациями.
Первый концерт
Воспитание “своей публики” началось с первого же концерта капеллы, который состоялся 17 марта 1945 года. Постепенно расширялся круг верных друзей хора, приходило признание. Капелла вместе со своим блистательным худруком взлетала все выше и выше. В 1982 году уральцы стали серебряными лауреатами Первого Всероссийского конкурса профессиональных академических хоров, пропустив вперёд только знаменитую Петербургскую капеллу под управлением Владислава Чернушенко.
Ученики Эйдинова
Конкурсной программой магнитогорского коллектива в столичном зале им. П. И. Чайковского дирижировал не только сам Эйдинов, но и его молодой коллега, выпускник Нижегородской консерватории Сергей Смирнов. Мудрый маэстро заранее начал готовить себе смену, поэтому когда в январе 1983 года Семена Григорьевича не стало, Сергей Смирнов уже мог смело взять на себя ответственность за судьбу коллектива. И магнитогорцы не испытали того профессионального стресса, который обычно случается в творческих коллективах после кончины выдающегося мастера. Новый руководитель не только продолжал дело легендарного предшественника, но и последовал в неосвоенные прежде репертуарные области. Например, взял не звучавшие прежде миниатюры западноевропейских мастеров – от эпохи барокко до ХХ века. Изысканные интерпретации этих вещей были высоко оценены критикой.
В те же годы капелла подготовила новые для себя вокально-симфонические опусы Верди, Пуленка, Рахманинова, Прокофьева, Свиридова, Рубина. Было и несколько премьер сочинений уральских композиторов.
Масштабные произведения с особым энтузиазмом представлял следующий худрук капеллы, ученик С. Г. Эйдинова Юрий Иванов. Это был щедро одарённый и прекрасно обученный музыкант, у которого оказались поистине уникальные наставники: в Москве, в Гнесинском институте – сам А. А. Юрлов (в студенческие годы Юрию даже удалось поработать с его Капеллой), а в Новосибирской консерватории – симфонический мэтр А. М. Кац. К тому же Иванов профессионально владел голосом, прекрасно играл на фортепиано. Человек сильный, харизматичный, умеющий любым способом добиться поставленной им цели, он пользовался большим авторитетом в коллективе. При нем хор зазвучал, что называется, в полный голос, каждый артист – солист. Неудивительно, что Иванов стал прекрасным интерпретатором мощных вокально-симфонических полотен, часто звучавших в оркестровом сопровождении. Стремительно расширялась репертуарная база коллектива. Триумфом Магнитогорской капеллы стало исполнение на фестивале “Московская осень” сложнейшей Литургической симфонии А. Эшпая. А были и еще сотни премьер, подготовленные Юрием Ивановым.
В годы работы этого мастера стал возвращаться к публике огромный пласт русской духовной музыки, закрытый в советское время. Впервые на афишах магнитогорцев появились забытые имена великих творцов православного искусства. Хор осваивал жанр духовного концерта. Была исполнена “Литургия св. Иоанна Златоуста” Чайковского. Талантливый, требовательный дирижер работал с полной самоотдачей и превращал каждую программу в яркое событие. За свои творческие достижения Юрий Иванов был отмечен званием Заслуженный деятель искусств РФ.
Со временем такое же почетное звание получила и Надежда Иванова, супруга мастера, которая в 1996 году, после кончины Юрия Иванова, возглавила коллектив. За 23 года ее работы Магнитогорская капелла освоила новые вершины, стала непременной участницей крупных музыкальных праздников, фестивалей.
Международный уровень
Надежда Иванова выпустила целый ряд громких премьер, и это были новинки Г. Свиридова, Л.Десятникова, Г.Канчели. Она мастерски представляла на сцене мировую классику, а великолепное исполнение “Реквиема” Верди открыло магнитогорцам путь на конкурс в Ватикан, откуда они вернулись с серебряной медалью.
Деятельная, энергичная Надежда Иванова провела первые европейские гастроли хора, выступала с концертами во многих уголках России. И при этом умудрялась несколько лет совмещать работу в капелле с деятельностью депутата.
Но годы берут свое, и в 2019 году в капеллу пришел новый руководитель – выпускница Магнитогорской консерватории, лауреат Всероссийского конкурса хоровых дирижеров им. С. Г. Эйдинова Надежда Артемьева. Прежде она возглавляла городской камерный хор, с которым завоевала премии на нескольких международных конкурсах. Эти награды и стали для молодого дирижёра “пропуском” на место худрука легендарного хора.
Сегодня в хоре 65 артистов. Это профессионалы, имеющие специальное музыкальное образование, есть среди них лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Неудивительно, что во время недавней пандемии капелла начала устраивать оперные и песенные концерты с участием собственных солистов и небольших ансамблей. Благодаря этому концертная жизнь коллектива не останавливалась.
Как и все творческие организмы, капелла время от времени обновляется. Уходят старожилы, на смену им приходят артисты нового поколения. Приток молодежи способствует большей мобильности хора, помогает осваивать новые музыкальные горизонты. В последнее время капелла успешно представлена в различных соцсетях, где выложены новые записи ее концертов.
Для коллектива с такой историей очень важно, чтобы само словосочетание “Магнитогорская Государственная хоровая капелла им. С. Г. Эйдинова” было привлекательным для публики и вызывало у людей абсолютную уверенность в том, что их ждут современные проекты, яркие художественные впечатления, высокий класс исполнителей и новый взгляд на мир, который всегда дает искусство высшей пробы. А ведь это и есть реальное воплощение той волшебной сказки, которую больше 75 лет назад начинал складывать легендарный Семен Григорьевич Эйдинов и продолжают современные капелланы.